суббота, 3 июня 2017 г.

Урок по теме: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Предметные результаты:
-        формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
-        формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1.      Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), мобильный класс.
  

- Добрый день, ребята.(слайд1)
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это гриб (слайд 2)
Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)


Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24            
61, 64, 26, 34, 24, 32

1
2
3
4
5
6
20
ц
е
з
о
ё
и
30
д
в
н
б
я
с
40
ж
к
а
х
ь
ш
50
ю
л
п
щ
т
у
60
г
м
ф
р
ъ
ч











Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради). (слайд 5)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)
Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Обсудите в парах, что вас удивило?   Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

Ваши версии (запись на доске)

Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?
Вспомним признаки царства: (слайд 7)
·        Строение клетки
·        Строение тела
·        Способ питания
·        Способность к передвижению
Что мы помним о грибах, чтобы найти ответ на данный вопрос?
Чтобы лучше вспомнить, выполним задание (в парах). (слайд 8) (учащиеся работают в парах  на ноутбуках, выполняя интерактивный тест)

Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах.
Почему у вас такие разные результаты?
Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?
Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на наш проблемный вопрос? (запись на доске плана урока)

Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями, которые промаркерованы
на оборотной стороне, такие же маркеры на компьютерах. Сейчас вы расходитесь по группам соответствующие вашим маркерам и выполняете задания в ваших листах (разошлись, сели).

Вспомним правила работы в группах. (слайд 9)  
План работы групп таков:
-прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках
-вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами.
Работа в группах  (5 мин)
Закончили работу?

Аутотреннинг. (слайд 10)
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».

А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану.  (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?

Возвращаемся  к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)

А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.
Какой теперь ваш результат?
Благодаря чему наш результат улучшился?
Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний?
Домашнее задание. (слайд 11)
Всем:
Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31
На выбор:
·        Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
·        Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
·        Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?
Рефлексия (слайд 12)
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
(слайд 13)
Задания для групп.
Задание группы 1.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Задание группы 2.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.


Задание группы 3.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в презентации.


Задание группы 4.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39  и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.



Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________

«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________


Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________

«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?




Комментариев нет:

Отправить комментарий